Город, свободный от наркотиков
Текущие события
Сводки наркоконтроля
 
В библиотеках города
За квартал
За месяц

      

 

 

Наше обращение к теме алкоголизма продиктовано стремлением не просто напомнить об этом серьезном бедствии, но и констатировать очевидное ухудшение ситуации. Алкоголь, наркотики - существенные факторы, влияющие на поведение человека, его привычки, пристрастия, установки. Без их учета невозможно решить национально значимые проблемы (депопуляции, человеческого капитала, трудовой активности, здоровья нации, бедности и пр.). Необходимо, чтобы власть и общество объединили усилия в преодолении этого зла. Только проведение государственной целенаправленной антиалкогольной и антинаркотической политики позволит минимизировать потери от асоциального поведения людей, которое прямо сказывается на объемах и темпах роста ВВП, материальном благосостоянии трудящихся, превращает Россию в страну с больным, убывающим населением, колоссальной преступностью.

В данной области у государства есть важный союзник - работодатель, заинтересованный в здоровых квалифицированных работниках, прибыльности вложений своего капитала, социальном мире. Известны примеры проведения компаниями (в частности, американскими) антиалкогольных мероприятий; с учетом этого опыта была выработана специальная программа, одобренная МОТ для тиражирования на предприятиях.

Борьба с алко- и наркозависимостью требует от государства и общества немалых средств. До сих пор специалисты ограничивались лишь априорными утверждениями о необходимости затрат на осуществление антиалкогольной и антинаркотической политики. Мы показываем их важность с экономических позиций. Причем наш метод расчета оценки экономического эффекта подобных мероприятий годится для любых других социальных программ, имеющих стоимостное измерение, включая бюджетное финансирование.

Если оценивать само поле алко- и наркозависимости (АНЗ), то можно констатировать, что Россия "шагает в ногу" со всем остальным миром (серьезными формами АНЗ в нашей стране страдает около 7% населения). Разница - лишь в характере потребляемого алкоголя (у нас он преимущественно крепкий, к тому же зачастую некачественный), а также культуре пития. Настораживает изменение половозрастной структуры алко- и наркозависимых: если 10-15 лет назад соотношение между женщинами и мужчинами было 1:10, то сегодня - 1:6. Отмечается снижение порога алкоголизации (12-15 лет), на порядок выросло количество женщин-алкоголиков. Все это ставит под угрозу будущее нации.

Особую озабоченность в последнее десятилетие вызывает динамика смертности в трудоспособном возрасте. По статистике ВОЗ, среди причин, сокращающих срок жизни, алкоголизм занимает второе место после курения.

Наблюдается усиление связи между образом жизни лиц, страдающих алкоголизмом, и уровнем их благосостояния. По расчетам, ежемесячные потери от снижения производительности труда в результате злоупотребления алкоголем составляют примерно 7 тыс. руб. на одного занятого (2004 г.) при сложившемся уровне средней заработной платы –  8,5 –  9 тыс. Причем риску потерь и обеднения подвержены все семьи независимо от размера получаемого дохода. Более того, исследования показывают, что в высокообеспеченных семьях алко- и наркозависимые встречаются в 2 раза чаще, чем в бедных, но больше всего их среди среднеобеспеченных, что свидетельствует о достаточно равномерном распространении «недуга» среди населения.

Государственной антиалкогольной программы не существует, хотя необходимость борьбы с массовой алкоголизацией населения признают все, в том числе и президент. Этот аспект должен стать национальным приоритетом в сегодняшней социальной политике, как бы ни были актуальны остальные.   Принятый Россией в 1998 г. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» установил правовые основы государственной политики в сфере оборота всех видов наркотических и психотропных веществ.

Среди главных вопросов государственного правового регулирования - кого лечить и каким образом (добровольно или принудительно)? По закону, наркологическая помощь оказывается только по просьбе (с согласия) больных или их законных представителей (за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ). Закон, по сути, закрепил за государством главную роль в организации мер, обеспечивающих снижение последствий наркомании.

Деятельность учреждений здравоохранения при оказании наркологической помощи включает диагностику, обследование, консультирование и медико-социальную реабилитацию. При этом лечение производится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, реабилитацией могут заниматься и лицензированные частные организации. Затраты на лечение предусматриваются в бюджете нормативом государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению, но в обязательную программу медицинского страхования они не входят. Целевая федеральная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» финансируется более чем скромно - около 500 млн. руб. в год (при потребности в 8 млрд. долл.).

России необходимо определиться с национальной моделью антинаркотической политики, выбрав одну из трех существующих в мире.

Жесткая. В странах, принявших такую модель (Малайзии, Иране, Пакистане, Таиланде и некоторых других), законодательство максимально сурово - вплоть до смертной казни.

Модели жесткого контроля, подразумевающей серьезную ответственность, но без принятия крайних мер, придерживаются большинство штатов США, Великобритания, Франция. В частности, наркоманы в судебном порядке отправляются на принудительное лечение, причем судья предлагает выбор: лечение или тюрьма. Одновременно проводится мощная пропагандистская кампания в отношении групп риска, прежде всего - учащейся молодежи. На профилактику наркомании направлены также социальные программы помощи бедным и лицам, попавшим в кризисную ситуацию; программы трудоустройства безработной молодежи; миграционное регулирование и т.п.

Швейцария, Испания, Дания, Голландия используют либеральную модель: в этих странах частично легализованы «легкие» наркотики.

Для России выбор антинаркотической политики затруднен несовершенством правовой базы. Тем, кто осознает реальную угрозу распространения наркомании, приходится «исхитряться» различными способами. Например, Москва пытается ввести специальное тестирование школьников во время их диспансеризации. Кое-что делают законодатели регионов, где уже бушует наркотический «пожар».

Поскольку эта проблема общенациональная, она требует решений на федеральном уровне. В то же время нет уверенности, что идеи ужесточения поддержат те, кто считает любые принудительные меры (несмотря на их объективную обусловленность) нарушением Конституции в части прав и свобод личности. Но если общество хочет спастись от социальных болезней (алкоголизма, наркомании, СПИДа и др.), то определенный социальный прессинг необходим. Практика показывает, что мотивация к прохождению лечения крайне невысока - обращаемость за помощью в связи с алкоголизмом снизилась в последнее время почти в 2 раза, в связи наркоманией - примерно в 7 раз.

Согласно существующим стандартам наркологической помощи работа с такими больными делится на несколько этапов: профилактика, детоксикация, лечение психопатологических расстройств, психотерапия, реабилитация. Все они, за исключением последнего, достаточно хорошо отработаны. О реабилитации, являющейся наиболее длительным и завершающим этапом комплекса лечебных мероприятий, этого сказать нельзя. На наш взгляд, акцент именно на этом звене, закрепляющем результаты лечения, может и должен повысить эффективность последнего (кстати, западный опыт подтверждает огромное значение реабилитации для борьбы с наркозависимостью). Проведенные исследования показали, что продолжительность ремиссии, участие больного в лечебных, психотерапевтических и реабилитационных программах находятся в прямой зависимости от числа пройденных этапов. По данным Национального научного центра наркологии, лечение в стационаре оказывается эффективным не более чем в 20% случаев. Каждый последующий этап повышает шансы на улучшение состояния больного. По данным московских специалистов, проведение детоксикации дает 1-5% годовых ремиссий; детоксикация в комплексе с лечением психопатологических расстройств - уже 15-20%; присоединение психотерапии повышает эффективность до 25-30%, а прохождение реабилитации - до 30-40% ремиссий в течение года.

Действующая в нашей стране система лечения наркомании абсолютизирует стадию медикаментозного лечения (заметим, недостаточно результативного). Дело, очевидно, в нашем недопонимании того, что наркозависимость - это социальная болезнь, обусловленная сочетанием генетических и средовых факторов, которые можно подразделить на индивидуальные (психопатическая структура личности, низкий интеллект, девиантность), семейные (генетика, пороки родителей, их поведение, внутрисемейная атмосфера) и общественные (культура, традиции, доступность психоактивных веществ - ПАВ, отношение общества к их употреблению).

Изучение фактической ситуации свидетельствуете явной недооценке возможностей реабилитации, ключевой проблемой которой является определение характера дефекта личности и личностных расстройств, ведущих к приему ПАВ. Поскольку многие психические функции у значительной части больных успевают сформироваться к началу заболевания, задача реабилитации - не только их восстановление, но и параллельное развитие и воспитание личности в целом, изменение среды и непосредственного окружения. Поэтому очень важна профилактика, особенно для подрастающего поколения. Конечно, сказать, что в этой области у нас ничего не происходит, нельзя. Когда выявилось, что крупные реабилитационные центры не совсем себя оправдывают (особенно при скупых ассигнованиях из бюджета), была сделана ставка на «малую реабилитацию» (программы «Места защищенного проживания», «Профилактика в трудовых и учебных коллективах» и др., разработанные на базе «Программы помощи служащим и их семьям», рекомендуемой ВОЗ и МОТ). Начали формироваться различные общественные организации самопомощи, благотворительные фонды и другие структуры, включившиеся в систему противодействия АНЗ.

Главным недостатком предпринимаемых мер, по нашему мнению, является их некомплексность. Очевидно, что это -результат отсутствия федеральной антиалкогольной программы, правовой базы, способствующей развитию реабилитации (соответствующие услуги не включены в гарантии бесплатной медицинской помощи), алгоритма действий по созданию соответствующей социально-медицинской службы.

Все признают, что затраты государства на противодействие АНЗ недостаточны, но при этом никто не может точно сказать, каковы реальные потребности данной сферы медицины и тем более в сопряженных с нею отраслях. По нашим расчетам, на комплекс мер по борьбе с наркоманией затрачивается около 30 млрд. руб. в год, или 25 руб. в месяц на одного зависимого от ПАВ. Для сравнения: в США, где общество и государство, как оказалось, гораздо более озабочены этим социальным злом, расходуется 60 млрд. долл.

С экономической точки зрения сложность заключается в том, что алкоголь и наркотики коммерчески прибыльны. В России, по оценкам экспертов, оборот от торговли алкоголем официально составляет 468 млрд. руб., а с учетом теневого рынка - 650 млрд. руб. (22 млрд. долл.). Оборот наркотиков оценивается в 250 млрд. руб. (8-9 млрд. долл.). Сопоставление государственных затрат с государственными доходами явно в пользу последних.

Существует несколько подходов к оценке экономических потерь (издержек) общества в связи с алкоголизацией и наркотизацией. Многие зарубежные специалисты включают в них расходы, связанные с преждевременными смертями из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками; с преступлениями, совершенными в состоянии опьянения; со стоимостью потерь на производстве, расходами на лечение, выплатой различных пособий, в том числе на социальные услуги для алко- и наркозависимых, их детей и других членов семьи.

В отечественных исследованиях используется похожий набор групп факторов, влияющих на ущерб от АНЗ: демографические, производственно-трудовые, социальные, финансовые. Все расходы подразделяются на "основные", вытекающие из негативного влияния ПАВ на здоровье алкоголиков, наркоманов, и "сопряженные", которые ложатся на остальных граждан. При этом и те и другие включают "прямые" расходы, фактически являющиеся платежами, и "непрямые", выливающиеся в потерянную или недополученную экономическую выгоду. В наиболее общем виде можно говорить о демографических потерях, снижении экономических показателей и уровня жизни граждан.

Потребление алкоголя ложится тяжелым бременем на систему здравоохранения. На сильно пьющих граждан расходуется значительная часть средств, ассигнуемых обществом не только на медицину (по оценкам специалистов, 20-25 млрд. руб.), но и на выплаты по травме, пенсии по инвалидности. Помимо этого, 3 млрд. руб. идет на обязательное страхование от травм и вреда на производстве (80% из них происходят из-за алкогольного опьянения), медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, а также на предупредительные меры в этой области. Огромные убытки государство несет из-за сверхсмертности населения (в первую очередь - мужчин) в трудоспособном возрасте. По официальным данным, смерть только по причине употребления ПАВ в экономически активном возрасте означает потерю национального дохода в 5 млрд. руб. А сколько умерло от других болезней, но по той же причине!

Потери генофонда, выражающиеся в недостатке физически и психически здоровых молодых людей, пагубно влияют на количественный и особенно качественный состав призывников. Министерство обороны является участником всех федеральных программ по борьбе с наркозависимостью, но пока затраты на данные мероприятия не просчитывались.

Значительные средства требуются для смягчения отрицательного влияния алкоголизма и наркомании на здоровье подрастающего поколения. У детей, родители которых страдают АНЗ, чаще обнаруживаются различные врожденные дефекты. Сегодня в стране насчитывается более 600 тыс. детей-инвалидов (без учета хронически болеющих детей, не имеющих соответствующего юридического статуса). Расходы государства медицинского и социального характера - выплаты по бедности, различного рода компенсации, пенсии по инвалидности, пособия по болезни ребенка и матери, затраты на содержание домов ребенка и интернатов, кризисных центров для жен алкоголиков и др., выливаются в огромные суммы.

По федеральному закону № 122 только компенсации и льготы детям-инвалидам составляют 7,2 млрд. руб. К этой сумме можно добавить еще 10 млрд. руб. на пенсии детям-инвалидам. Из выплат на детей-сирот не менее 5 млрд. руб. идет на поддержку детей, родители которых умерли по причине злоупотребления алкоголем и прочими наркотическими средствами.

Асоциальное поведение родителей-алкоголиков и наркоманов (главная причина насилия в домашних условиях, распада семей, социального сиротства) тяжелым бременем ложится на систему социального обеспечения. Детские дома, куда в основном попадают дети алкоголиков, стоят бюджету порядка 20 млрд. руб. По федеральной программе «Дети России» значительная часть средств, предназначенных на профилактику безнадзорности, помощь детям-сиротам, детям-инвалидам, расходуется на детей именно таких родителей.

Сложную в методологическом отношении проблему представляет собой определение производственных потерь, вызванных злоупотреблением алкоголем. Вследствие нетрудового состояния работников теряется около 391,5 тыс. человекодней, или более 90 млрд. руб. (3 млрд. долл.) в год. Огромный ущерб (за 2004 г. его можно оценить в 160 млрд. руб.) наносится государству из-за снижения качества рабочей силы (практически 50% работающих можно отнести к категории употребляющих ПАВ в легких формах, а 10% - в тяжелых).

Среди других негативных социально-экономических последствий, связанных с АНЗ, можно назвать дорожно-транспортные происшествия, смерть из-за несчастных случаев в быту, преступность, потери от которой также необходимо учитывать. Содержание мест заключения обходится казне в 61 млрд. руб., при этом более половины заключенных совершили преступления, будучи в состоянии алкогольного опьянения. В этот же блок бюджетных затрат следует включить и содержание Госнаркоконтроля - силовой структуры по борьбе с наркоманией, бюджет которой в 2005 г. составил 8,8 млрд. руб.

Наконец, не стоит забывать об упущенной выгоде. Незаконный оборот наркотиков и нелегального алкоголя в России оценивается в 8-9 млрд. долл. (в мире - 400 млрд. долл.). Розничная и теневая продажа алкоголя и наркотиков составляет не менее 15-16 млрд. долл. По нашим оценкам, теневой оборот винно-водочной продукции, ее теневое производство обходится государству в 80-85 млрд. руб.

Итак, какова же цена алкоголизма и наркомании для общества? Поскольку отечественных методик обсчета показателей нет, чтобы повысить обоснованность наших оценок, предлагаем использовать американские наработки (соответствующие национальные службы в США занимаются этими проблемами много лет).

Главным направлением экономических издержек и у них, и у нас, естественно, выступает сфера общественного производства. В национальном докладе «Современные оценки экономических издержек, связанных с злоупотреблением алкоголем» Минздрава США за 2000 г. доля потерь производства определяется в 47% совокупных издержек. С учетом такой корректировки наши расчеты выходят на сумму более 530 млрд. руб., или 3,3% ВВП (в ценах 2004 г.). Этот показатель находится в границах, фиксируемых международными организациями, в частности ВОЗ, - 2-5% (наши цифры ближе к американским - 2-3 % ВВП).

Исходя из приведенной схемы потерь каждый рубль, не вложенный в противодействие алкоголю и наркотикам, обернется для государства потерями ВВП в 18-20 руб. Реализация же программ противодействия даст минимум 1800% эффективности. Надеемся, что этот индикатор может стать стимулом к разработке крайне необходимого национального проекта борьбы против алкоголизма и наркомании, а также одним из доказательств выгодности проведения государством.

Издержки (потери) общества, обусловленные распространением алкоголизма и наркомании

Сферы экономических потерь

Млрд. руб.

(в ценах 2004 г.)

ВВП

254

Наркослужба – медицина, профилактика, контроль

50

Смертность, травмы, отравления, автокатастрофы

24

Преступность, содержание заключенных

31

Выплпата бюджетных и страховых пособий, детские учреждения

33

Итого

472

 

 

 

 

Назад Наверх

copyright by ЦГБ им. А. С. Пушкина © 2006-2018
Рейтинг@Mail.ru