| ||||||||||||||||||
|
Обзор мировой антинаркотической политикиМировая политика в отношении наркотических средств определяется международными конвенциями и соглашениями между государствами о сотрудничестве. Международные конвенции устанавливают основные принципы разрешения проблем, возникающих в связи с наркотиками. Для государств, их подписавших, положения международных документов становятся обязательными для проведения в национальную политику и законодательство. Таким образом, в настоящее время в мировом сообществе идет процесс унификации подходов к проблемам распространения наркотических средств и предупреждения заболеваемости наркоманиями. Расширение масштабов злоупотребления наркотическими средствами отмечается с середины XIX в. За достаточно короткий период стало очевидно, что ни одна страна самостоятельно не может успешно решить проблемы предупреждения злоупотребления наркотическими средствами и их незаконного оборота. Уже с начала XX в. международное сообщество стало создавать механизмы глобального контроля, ограничивающего доступ к наркотикам. В период с 1912 по 1972 гг. было заключено свыше 12 многосторонних договоров о контроле над наркотиками. Под эгидой ООН Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г., объединила большинство предыдущих документов, а Конвенция о психотропных веществах 1971 г. распространила систему контроля на новые категории искусственных наркотических средств. В течение этого периода основные усилия были направлены на постепенное создание и усиление административного контроля, первоочередной задачей которого явилось регулирование предложения и движения наркотиков с целью ограничения их производства и импорта в таком количестве, которое необходимо для законных медицинских и научных целей. В Конвенциях 1961 и 1971 гг. борьба с незаконным оборотом предусматривалась в косвенной форме, так как они были ориентированы в основном на регулирование законного оборота наркотиков и психотропных веществ и создание эффективной системы контроля, не допускающей утечки в каналы незаконного оборота. С начала 80-х годов началась разработка новой международной Конвенции, направленной на борьбу против незаконного оборота наркотических и психотропных веществ. В 1988 г. она была принята. Приложением к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. (рассматривается в соответствии с Поправками, включенными в 1972 г.) были приняты списки (перечни) наркотических веществ (естественных или синтетических) и препаратов. В зависимости оттого, в какой список помещено то или иное наркотическое средство или препарат, применяется соответствующая мера контроля за его изготовлением, ввозом, торговлей и распределением. При этом особое внимание уделено производству опия, культивированию кокаинового куста, контролю над маковой соломой и каннабисом. Конвенцией 1961 г. создана единая международная правовая основа для контроля над наркотическими средствами и препаратами. Поэтому все внимание Конвенции уделяется механизму такого контроля. В этой связи предусматриваются права и обязанности сторон в сфере изготовления, вывоза, торговли и распределения наркотических средств и препаратов, возможности международного сотрудничества. Менее подробно Конвенция касается мер по предупреждению злоупотребления наркотическими средствами. Продолжением развития координационного международного контроля над средствами, вызывающими зависимость, явилась Конвенция о психотропных веществах 1971 г. Этот документ распространяет международную систему контроля на новые типы психотропных веществ, таких, как стимуляторы центральной нервной системы (амфетамины и др.), седативные, снотворные средства (барбитураты и др.) и галлюциногены (ЛСД, мескалин и др.). Структура Конвенции 1971 г. во многом перекликается с Конвенцией 1961 г. К Конвенции 1971 г. также прилагаются 4 списка психотропных веществ, в соответствии с которыми строится система контроля за ними. Дополнения в списки осуществляются по инициативе стран (сторон) или ВОЗ через Генерального Секретаря ООН. В отношении контролируемых веществ введены различные ограничения, касающиеся торговли, производства, распределения, использования, провоза, с учетом баланса между их терапевтической пользой и способностью вызывать зависимость, а также масштабов проблем общественного здравоохранения и социальных, связанных со злоупотреблением этими препаратами. Стороны обязаны предоставлять ежегодные доклады с информацией о важных изменениях в их законах и других актах, касающихся психотропных веществ и о значительных изменениях в показателях злоупотребления психотропными веществами и их незаконного оборота. Кроме того, предоставляются ежегодные статистические отчеты. Конвенцией предусмотрено широкое международное сотрудничество в сфере контроля за психотропными веществами. В соответствии со статьей 23, страна, подписавшая Конвенцию, может принимать и более строгие меры контроля, чем предусмотрено Конвенцией, если по ее мнению такие меры желательны и необходимы для сохранения здоровья и благополучия населения. Следующим шагом в этом направлении явилось принятие в 1988 г. Международной конвенции «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ». Сторонами, подписавшими этот документ, была признана необходимость координации в рамках международного сотрудничества усилий в искоренении незаконного оборота, что признано коллективной обязанностью всех государств. Статья 3 Конвенции содержит очень широкий перечень умышленных деяний в области оборота наркотических средств, которые следует признать уголовно наказуемыми. При этом должны быть установлены санкции в виде лишения свободы, штрафа или конфискации имущества. Ряд положений Конвенции предлагает признать отягчающими обстоятельствами ответственность за правонарушения. Как и в Единой Конвенции 1961 г. сторонам предоставлена возможность предусмотреть вместо осуждения или наказания лечение, а за малозначительные нарушения в качестве альтернативы наказанию могут предусматриваться меры перевоспитания или социальной реинтеграции. Помимо этого Конвенция 1988 г. предусматривает широкие меры по международному сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в расследовании преступлений, подготовке кадров. Предусматривается порядок установления юрисдикции, конфискации доходов от преступной деятельности с наркотическими средствами, материалов и оборудования, выдачи правонарушителей. В качестве приложения к Конвенции приняты таблицы I и II, в которых перечислены вещества, используемые при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ (прекурсоры). Конвенция рекомендует ряд мер, которые каждая из сторон может принять в целях контроля за изготовлением и распространением этих веществ (статья 12 п. 8). Предусмотрены также обязательные меры в отношении этих веществ, например, изъятие, если имеется убедительное свидетельство того, что они предназначены для незаконного изготовления наркотических или психотропных средств требование надлежащей маркировки на импортируемые или экспортируемые вещества такого рода и др. (статья 12 п. 9). Анализ международных документов позволяет выделить 2 основных направления политики предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского потребления. 1. Решительная и жесткая борьба с незаконным распространением наркотиков, с их нелегальным рынком. В этой части Конвенции считают необходимым введение в национальные уголовные законодательства многочисленных составов преступлений, предусматривающих ответственность за операции с наркотиками. Сюда также можно отнести систематическое наращивание международных усилий по контролю за потоком наркотиков, разработку и внедрение различных разведывательных и охранных систем на всех видах транспорта, проведение розыскных оперативных мероприятий и др. 2. Гуманизация отношения к лицам, страдающим наркоманиями. Здесь рекомендуются различные виды замены уголовного наказания лечением, а также разработка и применение реабилитационных и профилактических мероприятий. Однако данное направление определено как желаемое; здесь государствам предоставлена свобода в принятии решений. Действенным фактором унификации международного контроля за наркотическими средствами является разработка и введение на международном уровне перечней наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с особым режимом контроля в зависимости от занесения веществ в тот или иной список. Эта мера практически предопределила национальные регламентации оборота наркотических средств, занесенных в перечни. Политика различных стран в отношении наркотических средств в целом соответствует тенденциям, прослеживаемым по международным соглашениям. Представление о некоторых направлениях решений рассматриваемой проблемы дает национальное законодательство. Отличительной чертой законодательного регулирования общественных отношений во многих странах является то, что соответствующие законодательные нормы разнесены по нормативным актам, относящимся к разным отраслям права. В целом это законодательство состоит из: - норм уголовных кодексов; - норм здравоохранительных кодексов; - специальных законов, регулирующих применение всех или отдельных видов наркотических средств; - профессиональных кодексов или инструкций, регулирующих поведение определенных групп субъектов (врачей, фармацевтов и пр.); - инструкций по оптовой или розничной торговле наркотическими веществами; - промышленных инструкций (в области химической и фармацевтической промышленности); - транспортных инструкций (перевозка наркотиков); - таможенных кодексов и инструкций. Законодательство большинства государств мира имеет тенденцию рассматривать пристрастие к наркотикам скорее как патологическое явление, чем преступление, однако последствия незаконного употребления наркотиков различны (от добровольного лечения до принудительного лечения либо наказания с лечением или без такового). Международные конвенции оставили на усмотрение сторон вопрос о необходимости привлечения к уголовной ответственности за употребление наркотиков. Но страны по-разному решают эту проблему. Так, во Франции, Италии, Швейцарии, Люксембурге прием наркотиков запрещается, но в Италии этот запрет только констатируется законом, но наказание за его нарушение не определяется. В Великобритании и Ирландии уголовно наказуем только прием опиума. В Бельгии уголовно-правовой запрет распространяется на групповое применение, наркотиков. В Дании, Германии, Нидерландах, Португалии употребление наркотиков не является преступлением. Однако не во всех странах, где прием наркотиков уголовно ненаказуем, есть дифференциация в подходе к приобретению или обладанию наркотиками для собственного употребления. Так, в Бельгии, Дании, Германии приобретение наркотических средств для личного использования наказывается так же, как и приобретение их с целью дальнейшей продажи. Законодательство Бельгии и Греции не делает различий между обладанием наркотиками торговцами и потребителями. В Греции, Италии, Португалии приобретение наркотиков с целью личного потребления рассматривается как отличное от приобретения в связи с торговлей ими. Германия, Ирландия, Италия, Португалия и Великобритания рассматривают обладание наркотиками с целью личного потребления как отличное от приобретения в связи с продажей в дальнейшем. Соответственно разнятся санкции за эти деяния. Некоторые страны дифференцируют ответственность в зависимости от того, в отношении какого наркотического средства совершено деяние. В этом смысле особо выделен гашиш, за который наказывают менее строго в Ирландии, Нидерландах, Италии, Испании. Законодательства Бельгии, Дании, Франции, Германии, Греции, Люксембурга, Португалии не делают различий между наркотическими средствами. В Великобритании наркотики разделены на три уровня по степени опасности. В зависимости от этого определяется и наказание. В соответствии с законодательствами различных стран Европы и США наиболее опасными и распространенными видами преступлений признаются: - нелегальное производство наркотиков; - нелегальное обращение наркотиков (экспорт, импорт, доставка, контрабанда); - хранение наркотических средств (владение ими); - нарушение полномочий, предоставляемых властями в сфере производства и обращения наркотиков в стране; - дача ложной информации при учете обращения наркотиков в стране. В последнее время распространяются уголовно-правовые запреты, направленные на пресечение «отмывания» денег, добытых путем операций с наркотиками. Строгость санкций за преступления с наркотиками различна. Так, в Великобритании срок лишения свободы, грозящий за производство наркотиков, колеблется в пределах от 5 до 14 лет, в США - от 1 до 15 лет, а в ФРГ предельный срок лишения свободы за это же преступление -4 года, а в качестве альтернативы предусмотрен штраф. В настоящее время основные направления политики в отношении наркотических средств в некоторых странах отражаются не столько в законодательстве, сколько в национальных программах по предупреждению злоупотребления наркотиками и их распространении; при этом названия программ различных государств могут значительно отличаться. Значение национальных программ заключается в концептуальном осмыслении проблемы, методов, возможностей ее решения; разработке и комплексном проведении мероприятий по решению двух общих задач: снижения предложения наркотиков и снижения потребности в них. Однако основное внимание все больше сосредотачивается на разработке системы профилактических мероприятий, нацеленных на работу с больными наркоманиями и лицами группы риска. При этом, одним из направлений деятельности государства и общественных организаций, как подчеркивается в программных документах, выступлениях некоторых политиков и общественных деятелей, является преодоление негативного отношения к лицам страдающим наркоманиями. Так, национальная политика США, отраженная в «Стратегии 1994», перенесла центр своего внимания от случайных потребителей на хронических наркоманов, мотивируя это тем, что данная группа населения наиболее сложная, требующая особого отношения в части лечения и реабилитации. В национальной программе ФРГ особо подчеркивается, что наркоманы находятся под угрозой общественного остракизма, в связи с чем у них имеются проблемы с жильем, работой. Поэтому в программе говорится о необходимости в крупных городских районах создавать специальные помещения для жилья бездомных наркоманов, ночлежные дома, временные жилища, помещения для оказания помощи, а также предоставлять наркоманам консультативную помощь в области профессионального обучения и трудоустройства. Отмечается, что работодатели несут особую ответственность, поскольку очень важным представляется реинтегрирование бывших наркоманов в трудовую среду. Еще одной отличительной чертой политики в отношении предупреждения наркомании в разных странах является стремление воздействовать на все факторы риска заболеваемости. Наркомания все чаще относится к «социальным заболеваниям», и в этой связи прорабатываются возможности ее предупреждения не только на биологическом или психопатологическом уровнях, но и на психологическом и социальном. В этой части самыми общими профилактическими мероприятиями можно считать разработку и внедрение программ, стимулирующих стремление к ведению здорового образа жизни. С другой стороны, проводится встречная работа по недопущению в средствах массовой информации косвенной рекламы наркотических средств. Комплексный подход к работе с населением строится по различным принципам: возрастному, социальному, территориальному. При этом особое внимание уделяется зонам риска. Например, программа США ставит задачу сделать свободным от наркотиков школы, рабочие места и улицы. В частности, предлагается наладить патрулирование улиц представителями общественности. В ФРГ планируется разработка и внедрение комплексов мероприятий по профилактике наркомании в среде молодежи (особенно в группах 25-30-летних); военнослужащих; лиц, несущих альтернативную гражданскую службу; родителей. Специальной информацией будут охвачены школьные работники и так называемые посредники и консультанты. т.е. те, кто работает с молодежью вне школы. Так, в консультационных антинаркотических центрах по всей стране работает 37 специалистов для оказания помощи советникам, в особенности в сельских районах. Они консультируют и информируют наркоманов о новых методах и программах, инициируют новые антинаркотические акции и координируют деятельность различных организаций. Работа этих специалистов координируется Германским центром против злоупотребления наркотиками и финансируется правительством. Достижение цели, ради которой разрабатываются и реализуются все программы в отношении наркотических средств, в настоящее время зависит от четкого взаимодействия всех участников профилактической работы. В этой связи в национальных программах особенно заметно стремление к тому, чтобы вся работа в рассматриваемой области была хорошо скоординирована, не имела проколов и накладок. Можно выделить 2 основных принципа построения профилактической деятельности в масштабе страны. 1. Увязка всех программ (региональных, общественных, отдельных организаций и др.). касающихся проблем наркотиков. В частности, успех национальной программы США «Стратегия» в большой степени связывается с осуществлением сотрудничества в рамках программ по контролю за наркотиками, реализуемых всеми государственными и частными организациями. Также отмечается, что успех зависит от того, насколько « Стратегия» будет увязана с другими федеральными программами. включающими антинаркотические разделы, такими, как программа Министерства здравоохранения «Здоровый народ к 2000 году», программы Министерства образования по достижению народного просвещения, правительственная программа «Зоны бедности и регионы развития предпринимательства», планируемые программы Министерства жилья и городского развития. 2. Партнерство всех организаций, участвующих в работе по улучшению наркологической ситуации в стране. Здесь особое внимание уделяется объединению усилий правоохранительных органов и органов социального обеспечения, общественных организаций. Такое взаимодействие в настоящее время признается необходимым во многих странах. В США, например, осуществляется создание объединений и партнерских союзов, которые спонсируются, в частности, Департаментом здравоохранения и создают устойчивые партнерские отношения между бизнесом, школами, религиозными группами, органами социального обеспечения, правоохранительными органами, средствами массовой информации и отдельными жителями в деятельности по освобождению жилых кварталов от преступности и насилия, связанных с наркотиками. Как отмечают западные исследователи, в настоящее время имеется потребность в модернизации подходов к реабилитационной работе с наркоманами. В этой связи предлагается продвижение психологической и социальной помощи навстречу больным, т.е. не пассивное ожидание, когда они в отчаянии обратятся за помощью, а активное выявление проблемных ситуаций самими реабилитационными организациями и предложение своих услуг до того, как обстоятельства и заболевание начнут принимать тяжелую форму. В решении этих задач большое внимание и поддержку оказывается Фуппам самопомощи, которые по примеру движения «Анонимных алкоголиков» стали образовываться среди наркоманов. В Национальной лрограмме ФРГ говорится о необходимости создания таких групп для наркоманов и членов их семей, предложив финансирование этой деятельности за счет социальных и прочих видов страхования. Отличительной особенностью организации помощи наркоманам в государствах Западной Европы и США является повышение значения общественных инициатив. Малая эффективность традиционных лечебных программ, недостаток внимания к адаптации наркомана к нормальной социальной жизни, необходимость оказания им помощи в налаживании разорванных социальных связей и другие проблемы, которые неудовлетворительно решались официальными институтами, побудили общественность многих стран искать, организовывать и финансировать новые подходы к решению проблем. Со временем такие инициативы должны получить официальное признание и включатся в общую систему предупредительных мер. Например, в 80-х годах во Франции в целях принятия срочных мер, противодействующих распространению наркотиков и наркомании в школьной среде, спонтанно стали создаваться так называемые школьные средовые комитеты, работающие по принципу широкого партнерства. В 1990 г. приказом Министра национального образования Франции им был придан официальный статус. Имеет распространение также практика приема наркоманов в семьи. Еще в 1977 г. такая возможность была предоставлена официальным Декретом Франции. В 1987 г. этот вопрос был подробно рассмотрен в решении Министра по социальным делам. При этом было отмечено, что прием наркомана в семью не является просто формой социальной поддержки. В данном случае речь идет о выборе (терапевтическом или социальном), сознательно сделанном наркоманом, причем договор заключается между ним и его лечащей группой. Участие принимающей семьи в терапевтическом процессе основано на личностном отношении к больному. Такие семьи получают денежные средства от властей. Иногда новые инициативы связаны с созданием структур, параллельных официальным, если последние потеряли по тем или иным причинам свою популярность. Так, в конце 70-х годов, когда в Италии стали открывать психиатрические стационары для наркоманов, было замечено, что больные не были склонны обращаться туда, так как боялись общественной обструкции как «душевнобольных». Тогда в 1978 г. в Триесте был создан кооператив для наркоманов, у которого были 2 главные функции: 1) индивидуальная, семейная или групповая терапевтическая поддержка; 2) амбулаторное или стационарное лечение. Деятельность кооператива осуществляется в тесном сотрудничестве со службами, работающими в том же направлении. Кроме того, имеются также другие виды помощи: помощь больным наркоманиями с жильем, с работой, занятия с лицами группы риска, в которых охотно участвуют бывшие пациенты кооператива и др. Все большее распространение в последнее время приобретает практика объединения различных специалистов (врачей, психологов, педагогов и др.) в небольшие группы с целью организации и проведения программ помощи наркоманам и их семьям. Например, в Мюнхене работает несколько таких групп, объединенных под названием Кон-Дробс. Все они возникли из-за неудовлетворенности общественности и больных теми мерами, которые предлагают официальные институты. Их объединяют общие взгляды на проблему и ее решение. В частности, основное внимание уделяется психологической работе с больными и лицами из группы риска. Общим принципом профилактической работы, по мнению участников этого движения, должно быть сокращение полицейских и юридических мер против лиц, страдающих зависимостью от наркотиков, расширение мероприятий по укреплению здоровья населения, усиление внимания к социальной работе с наркоманами. Различные группы, входящие в Кон-Дробс, имеют свою особенную направленность, например, работа с женщинами, страдающими наркоманиями в одной группе, или работа со школьниками - в другой. Объединяет их стремление стимулировать интерес к здоровому образу жизни и недопущению возврата к употреблению наркотиков. Этому посвящаются различные культурные, спортивные, туристические и другие мероприятия, проводятся консультации, организуются всевозможные кружки по интересам. Кроме этого, проводится социальная работа по решению жилищных проблем наркоманов, их трудоустройства. . Подводя некоторые итоги, можно отметить, что политика в отношении предупреждения распространения наркотических средств и заболеваемости наркоманиями имеет несколько общих направлений приложения усилий в различных странах. 1. Нетерпимая борьба с нелегальным распространением наркотических средств. Для решения этой задачи широко применяются различные репрессивные и оперативные меры и международное сотрудничество. Данное направление политики обеспечивается вложением крупных материальных средств и закрепляется уголовным законодательством, которое предусматривает большой перечень запретов операций с наркотиками со строгими наказаниями за их нарушение. 2. Существенное изменение отношения к лицам, страдающим наркоманиями. В этой связи предпринимаются меры по преодолению негативного представления о наркоманах в обществе. В рамках имеющихся государственных институтов проводится большая психологическая работа с больными и их семьями; пристальное внимание уделяется мерам по их социальной реабилитации и восстановлению социальных навыков и связей. Данное направление имеет финансовую поддержку со стороны государства и закрепляется социальным законодательством и законодательством о здравоохранении. Активно проводится тезис: лечение вместо наказания. В этой части уголовные кодексы практически всех европейских стран имеют институт замены уголовного наказания лечением, эти меры имеют распространение на практике. В этом направлении можно отметить деятельность различных групп помощи наркоманам, возникающих на основе частных инициатив и финансирования. Эти группы осуществляют работу на общественных началах и лишь впоследствии получают официальное признание и поддержку. Благодаря таким группам общество как бы приближается к больным, и появляется возможность выявления и разрешения многих проблем, стоящих перед больными, которые не так заметны при реализации официальных лечебных и реабилитационных программ. 3. Уделение большого внимания предупредительной работе среди населения, особенно среди групп риска (школьников, молодежи 25-30 лет). В данном отношении придается значение информированности населения о вреде наркотических средств с одной стороны, а с другой - принимаются меры, стимулирующие ведение здорового образа жизни. Основными ориентирами здесь являются полное воздержание от наркотиков и сокращение использования средств, способных вызвать зависимость от них (табак, алкоголь, лекарственные препараты). Это направление политики реализуется на основе правительственных программ по предупреждению распространения наркотиков.
| |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||